Образ Б-жией М-три"Знамение".

Образ Б-жией М-три"Знамение".
Курская-Коренная.

среда, 31 августа 2011 г.

Толкование на послания апостола Павла к Титу. Прп. Ефрем Сирин.



Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на послания божественного Павла. Послание к Титу. Предисловие

Павел оставил Тита в Крите (Тит.1:5), как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, - тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его в Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, коих надлежало остановить. Эти обрезанные, по причине корыстолюбия своего, развращали все дома и ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был послан Павлом, то Павел и пишет ему и в послании показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без послания. Также повелевает ему в послании - поставлять пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста обрезанных и все приводить в должный порядок, - и чтобы после, когда Апостол пришлет к нему послов (Артему и Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился Апостол (Тит.3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет Апостол к Титу, говоря так:

1

1-2Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, - и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего.
3Явил же нам слово проповеди во времена свои, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению Бога Спасителя мира.
4Титу возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но по общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, - и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.
5Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее, во всех церквах, ты исправлял и поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем.
6Если кто невинен, по человечески судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его.
7-8. Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении.
9. Кроме того, он должен держаться верного слова учения (согласного учению), чтобы он силен был и увещать, то есть чтобы при утешении слушателей наставлял их в учении истины, - и тех, кои противоречат сей истине,обличать.
10Ибо есть много таких, кои не покоряются тому, чтобы вести духовную жизнь, но предпочитают исполнять закон (ветхий); - суесловы, поелику нет истины в них, ни знамени и чудес не совершают эти пустословы, - но хотя так бедны они (истиною и делами), однако прельщают умы людей, - особенно - те, кои от обрезания суть.
11Каковых должно изобличать, не одними только делами нашими, кои столь отличны от их поступков, но также и сильными словами, при всех, на собрании, - и знамениями и чудесами, - особенно же посредством поступков ихних, ибо не имеют стыда. - Все домы развратить сумели они, научая не истине, но чему не должно. Не ради жизни обетованной учат они, но ради постыднаго стяжания собственного, - нечисты все их стяжания, поелику они получают себе пользу посредством смерти (духовной) людей.
12Сказал же некто из них где-то, собственный их пророк: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы праздныя.
13Свидетельство это истинно. Сказавший эти слова назван пророком из них или потому, что он сказал о них нечто такое, что исполнилось над ними как бы чрез пророчество, но не так, чтобы он предсказал о сем, прежде чем они были, - поелику он написал то, что видел в них, и порицает их, нисколько их не боясь. Или же это сказал один из пророков Нового Завета, порицая их, - и Апостол это написал им как бы в поношение. По сей причине, говорит, и ты, по подобию пророчествовавшего о них, обличай их сурово, да будут здравы в вере, в коей состоят.
14Да не внимают Иудейским басням и заповедям людей, разумей, священников их, - и да не отвращают они, посредством теней прешедших, умы свои от истины, которая чрез нас проповедуется.
15Все чисто, все то есть яства чисты для чистых. А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: не то, что входит в человека оскверняет его (Мф.15:11Мк.7:15), - нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе их. Но осквернены они и умом и совестию, - совестью своею - в отношении к браку, а своим умом - в отношении к яствам.
16Они утверждают, что знают Бога, а делами отрекаются. Но таковые мерзостны (суть), поелику не веруют новому Евангелию, пребывают в том же неверии и ко всякому делу доброму неспособны.

2

1Ты же говори, что подобает не учению закона, который имел силу, и потом прошло время его, - но что подобает святости учения, то есть:
2Старец (пресвитер) пусть здрав будет в вере своей по отношению к гонителям, и в любви, и в терпении к тем, коих он учит.
3-4. Подобно и женщины, кои имеют полномочие служения диаконисс, ежедневно пусть только доброму научаются и занимаются благотворением, так чтобы видом своим могли научать и наставлять юных женщин.
7-8Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, - в учении - чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова.
9-10Рабы господам своим да подчиняются во всем, не воруя, да не подпадут суду в качестве воров, но да показывают истинность свою, дабы этою верностью своею украшали святое учение, которое усвоили.
11-13Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср. Мф.5:28), и праведно, чтобы не желал владений ближнего, - иблагочестиво, в святости воспринятой нами в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за них вознаграждение здесь, но только ожидая получитьблаженство надежды и сретить явление пришествия славы Великаго Бога. Это тоже, что сказал Моисей: Бог Великий и Страшный (Втор.10:17), - или же разумеется откровение великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога. Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу то, что Апостол везде употреблял о дне откровения, говоря так: великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
14Он дал Себя за нас, чтобы нас искупить чрез крещение от беззакония, которое мы совершали, и очистить Себе, то есть избрать Себе народ собственный, ревностный к добрым делам, как сказал Иоанн (Креститель) Духом Святым (Мф.3:9Лк.3:8).
16Сие говори и утешай, но делай это с тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за излишнюю слащавость.

3

1Напоминай же им то, о чем я уже писал (Рим.13:1 сл. ср. 2Тим.2:24), чтобы все, находящиеся под властью, пребывали в подчинении, - и пусть ко всякому делу доброму будут готовы.
2. Также хищного и дурно обращающегося пусть никто не подвергает хулению, - с таковым никогда да не ссорится, - но всякую да оказывает кротость ко всем людям, - и тихое смирение свое они должны проявлять не в отношении только своих единоверцев, но также и по отношению ко всем людям.
3Ибо были некогда и мы такими же, как и они, - и в тех пороках, каким предаются они теперь, вращались и мы, - и те деяния, какие нам не желательно видеть у них, совершали и мы. Неразумны были мы, как и они; и непокорны мы были подобно им; заблуждающимися были мы, как и они; рабствующими различным похотям подобно им; в ненависти и злобе, в коих пребывают они, вращались и мы; также ненавистны Богу мы были и друг друга преследовали ненавистью подобно тому, как и они.
4-7Когда же не правосудие Божие, но благосклонность человеколюбия Его явилась над всеми людьми; - не по делам праведности, кои совершали мы, ибо мы творили дела беззакония, выше мною перечисленные, - но по милости Своей оживотворил нашу скрытую мертвость, и чрез омовение водное возродил нас в обновлении Духа Святаго, - Коего излил на нас обильно, то есть когда он вдохнул Его в Апостолов (Ин.20:22) и роздал Его в огненных языках (Деян.2:2-4), а также некоторые пророчествуют посредством Него, некоторые истолковывают чрез Него, другие совершают при помощи Его различные чудеса (1Кор.12:1 дал.): - чтобы, - кроме всех, приступивших и приступающих к крещению для получения в нем очищения, - и мы также получили оправдание благодатью Его, не по делам, но чрез самое крещение - и наследниками стали, после очищения нашего - наследниками не в земле, текущей медом и молоком, но в надежде жизни во веки веков.
8Верно слово, которое я сказал. И чрез него желаю, чтобы ты укреплял их всегда, дабы, руководствуясь им, они заботились о добрых делах, - разумеются люди, кои веруют, что истинно есть Бог. Ибо это (хорошо) и полезно людям, кои обратятся к учению (Христову).
9Состязаний же, глупости, и родословий, то есть гнилого и гнусного многословия Евреев, - и споров, и ненависти,и распрей книжников языческих избегай: ибо они безполезны для той и другой стороны, и суетны изречения, лишенные истины.
10Человека, который имеет ум разделившийся и предавшийся чуждому учению, после одного и втораго вразумления избегай, то есть: после того как однажды, придя (из секты), будет научен и вразумлен, (снова потом) возвратится в секту свою, - отдаляйся от такого.
11. Ведь такой человек, для которого нет ни достоверной истины, ни лжи, - извращен в уме своем и грешит, так как отведал истину, и возвратился вспять: и тем самым, что уходит и приходит, сам себя осуждает, то есть подвергает себя должному осуждению.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.353-363.
Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий