Образ Б-жией М-три"Знамение".

Образ Б-жией М-три"Знамение".
Курская-Коренная.

понедельник, 22 августа 2011 г.

Толкование на книгу Пророка Иезекииля. Прп. Ефрем Сирин.



Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Пророка Иезекииля. Предисловие

Иезекииль пророчествовал во время вавилонского плена, и начал пророчествовать с пятого года по пленении царя иудейского Иоакима; это было второе пленение, в которое и сам Иезекииль отведен пленником в Вавилон. Вступил же он в пророческое служение, когда было ему тридцать лет, пророчествовал двадцать лет; и пришествие Мессии предварил 577-ю годами.

1

1И бысть в тридесятое лето, в четвертый месяц, в пятый день месяца, и аз бых посреде пленения при реце Ховар; и отверзошася небеса, и видех видения Божия. Итак, в пятый день четвертого месяца, называемого Фамуз, когда Иезекииль находился в числе пленных Иудеев, переселенных на берега реки Ховар, отверзлись небеса, и видел он видение Божие; т.е. уму Пророка отверзлись горние врата, и духовным оком разумения своего созерцал он самые высокие и сокровенные тайны. Словами же: в тридесятое лето, показывается, что Иезекииль был тридцати лет, когда начал свое пророческое служение. Ибо это сообразно с порядком, чтобы благодать учительства словом и священства вверялась человеку тридцатилетнему, как достигшему совершенного мужского возраста. Сим же предзнаменовалось и то, что и Эммануил тридцати лет приступил ко крещению и по крещении начал учить и являть силы и чудеса. Ибо Христос до крещения Своего не сотворил ни одного знамения.
2В пятый день месяца, сие лето пятое пленения Иоакима царя иудейскаго. И бысть слово Господне ко Иезекиилю сыну Вузиеву, священнику в земли Халдейстей при реце Ховар. Здесь говорится, что Иезекииль начал пророчествовать в пятый год по пленении Иоакима царя иудейского, а это было второе пленение, в которое и сам Пророк Иезекииль отведен был в плен.
9И лица их и крила их на четырех странах их, внегда ходити им, коеждо прямо лица своего хождаху и не обращахуся. Дух Святый показал Пророку колесницу, которую везли Херувимы, представлявшиеся не в собственном их виде, но в виде птиц и животных, почитаемых у нас на земле более благородными и сильными.
5Видение их, яко подобие человека. Вид как подобие человека - это уничижение Христово в распятии; вид же человечь сверху
26. на колеснице означает славу Христову.
10И лице львово одесную четырем, и лице тельчее, и лице орлее ошуюю четырем. Лице льва, который есть царь животных, представляет нам царей и князей века сего, которые восприимут на себя иго Церкви, изображаемой под видом колесницы, или покорятся евангелию, которое также изображается колесницею. Лице орлее указывает на то, что Имеющий прийти приидет свыше. Вместе же лица птиц и животных изображают те народы и племена, которые, имея различные нравы, как скоро приимут евангелие, все начнут подвизаться в духовном делании.
8И рука человеча под крилами Херувимов. Рука человеческая, которая под крылами Херувимов, показывает нам, что силою Того, Кто соделался Сыном человеческим, носится колесница, восприятая Им на Себя. Рука сия давала разуметь, что плотью человеческою облечется Христос Спаситель. И еще, рука человеческая под крылами Херувимов означает, что десницею Христовою поддерживается основание Церкви.
16И коло в колеси, то есть сила в силе, царство в царстве.
11И коеждо прямо лицу своему идяше, потому что пред лицем Его Церковь Его, и врата адова не одолеют ей(Мф.16:18).
17На четыре страны их шествоваху: яко видение блистания.
14. Куда обращалось преднее их, туда они шествовали, и не обращахуся.
18Хребты их, и высота бяше им, и видеша и хребты их исполнены очес окрест четырем. Шествовали на четыре страны, то есть на четыре страны света, и лица были на четырех сторонах. Каждое лице обращено к одной из четырех сторон. Одно, находясь на своей стороне, видело запад, другое подле него видело север, третье - восток, а бывшее подле него - полдень. И куда бы ни шествовали они, каждое лице имело пред очами ту страну света, к которой было обращено. Вол сопряжен был с животными хищными, чистое находилось между нечистыми. И с удивлением видим, что нечистых три, а чистое одно. Сим давалось разуметь, что немногие из обрезанных Апостолы будут избраны и присоединены к язычникам. Четырьмя странами означаются четыре части света. Херувимы рукоплещут и взывают:благословенна слава Господня от места Его (3:12), то есть во всех народах; ибо Господня есть вся земля и исполнение ея (Пс.23:1). Сказано же: видение блистания, то есть, как блеск молнии или как падающая звезда.
22. И распростерто над главою животных, как подобие величественного кристалла.
24И внегда стояти им, почиваху крила их. Все сии видения, видение блистания, видение животных и кристалла, а также
26. видение камене сапфира и подобие престола, и видение Сына человеческого выше тверди, равно как и прежнее видение Сына человеческого, изображают Эммануила. Ибо Он, соделавшись человеком, явился сущим над всеми(Рим.9:6). Другие же видения разумей так: в видении престола усматривай Престолов, Серафимов и Херувимов; в видении же цвета сапфира, который есть цвет небес, усматривай Силы, Власти и Господствия, в видении же кристалла - Ангелов, Архангелов, Начала; а животные изображают собою святых из земнородных.

2

2И видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный.
10И разви его предо мною, и в том писана быша рыдание, и жалость и горе.

3

1И рече ко мне: снеждь свиток сей. Так Бог оказал благоволение Свое Пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, а тем утешил и подкрепил Пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа Пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповедь Его, так и Пророк уподоблялся бы Господу.
3И снедох его, и бысть во устех моих, яко мед, сладок. Свиток в устах Пророка соделался сладким, как мед, и на Иезекииле исполнилось написанное: сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом (Пс.118:103).
5Яко не к людям глубокоречивым и косноязычным посылаем еси,
6ниже к людем, ихже не разумел бы еси словес. Смотри, говорит Бог, Я послал тебя только к сынам народа твоего, которого язык ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя и к одному из языческих народов, то и тии послушали быша тебе.
8Се укрепляю чело твое,
9. как адамант, который крепче кремня; то есть, чело твое, говорит Бог Пророку, соделал Я в такой мере крепче их чела, в какой адамант крепче кремня.
15И внидох в пленники, в селение пленников на холме Хив при реке Ховар. Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от Пророка, что будет с их градом, с их храмом, и с священными сосудами.
17Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст моих и предостережешь их. Вот поставил Я тебя предостерегать и обличать народ, чтобы и праведнику и грешнику возвещал ты, что повелено тебе, и усугубились бы в праведнике бдительность, а в грешнике готовность к покаянию.
22Изыди на поле и там возглаголется к тебе. Господь соделал Пророка знамением для народа. И в этот день повелено Пророку выйти на поле, услышать там, что будет сказано Богом, и снова узреть то же видение, которое видел при реке Ховар.
24Вниди и затворися среде дому твоего. Господь соделал Пророка знамением для народа, и что Пророк, по слову Господа, делал над собою, в том Иудеи должны были видеть, что потерпят они от врагов своих. Пророк затворился в доме своем, как Иудеи заключены были в городе.
25Се дашася на тя узы, и свяжут тя ими. Узы, наложенные на Пророка, и не позволяющие ему идти, означают Вавилонян, которые окружили Иерусалим и жителей его, и отняли у них возможность выходить из города и входить в него.
26И язык твой привяжу к гортани твоему. И в этом представлен образ осажденных Иудеев, которые от жажды уподоблялись немым, лишенным способности говорить.

4

1Возми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим. Сим прикровенно напоминает Бог Иудеям прежнее их уничижение в Египте. И да напишеши на ней град Иерусалим,
2и соградиши над ним забрала, и да учиниши поставления. Сим показывает бедствия, какими Иудеям и городу их Иерусалиму угрожают осаждающие, которые придут и стеснят их. Забралами же называются высокие здания, подобные башням, на которых стоят осаждающие, как на стене, и видят не только стоящих на городских стенах, но самую внутренность города, и улицы и домы в нем. В духовном же смысле, Иерусалим представляет собою подобие души, которая утратила небесную лепоту, и ниспала долу, и написана на плинфе из брения, означающей землю. А забрала суть образ тех страстных движений и вожделений, какие сатана посеевает в мыслях души, и которыми попирается и сокрушается в душе здание небесной лепоты.
3Ты же возми себе сковраду железну, и да положиши ю в стену железну между тобою и между градом.Бедствие Иудеев представляет Бог под образом сковороды, на которой как бы испекутся сердца их от постигшей их скорби.
4Ты же да спиши на левом боку твоем триста девятьдесять дней. И Аз дах тебе две неправды их в число дней триста девятьдесят дней,
8и не превратишися от ребр твоих на ребра твоя. Пророку повелено такое число дней пробыть на одном боку в мучительном положении в означение, что такое же число лет Бог оскорбляем был нечестием дома Израилева.
9Ты же возми себе пшеницу, и ячмень, и просо, и полбу.
11И воду мерою пити будеши, шестую часть ина. Сие было для того, чтобы народ невидимого Бога видел в видимом Пророке. Как Пророк страдал от гнусной пищи, и от времени до времени в малой мере пил воду, и как страдал он, в продолжение трехсот девяноста дней не обращаясь с одного бока на другой; так Бог четыреста тридцать лет был оскорбляем нечестием дома Иудина и Израилева, и терпел. И действительно, нечестие Иудеев и Израильтян терпел Бог четыреста тридцать лет. Ибо от первого года Соломонова царствования, когда положено основание храма, до одиннадцатого года Седекии, когда храм сожжен, прошло четыреста тридцать три года с половиною.
12И опреснок ячменный снеси я, в лайне мотыл человеческих сокрыеши я пред очими их.
6И поспиши на десных ребрех твоих четыредесят дней.
15Се дах тебе мотыла вместо мотыл человечих, потому что отцы снедят чад среди тебе (Иез.5:10). Сим повелением Пророку Бог предвещает Иудеям, что как Пророк употреблял в пищу опреснок, испеченный на огне с мотылами человеческими и в опресноке возвращал в себя извергнутое им, так Иудеи будут снедать, что от них произошло, т.е. рожденных ими чад.
13Тако снедят хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я. Сие говорится или о времени, когда царь вавилонский рассеял Иудеев и навел на них народ, и сыны Иерусалима среди них ели хлеб свой в нечистоте, или о времени, когда Иудеи снедали также в нечистоте хлеб свой среди Идумеев, Моавитян, Филистимлян и других народов.
16Се Аз сотру утверждение хлебное во Иерусалиме; то есть пресечено будет пророчество и прекратится учение, что и представлено под образом утверждения. Ибо утверждение, на котором возрастает духовный хлеб - питающий душу, есть клас плодоносящий Пророков.

5

1Ты же сыне человечь, возми себе меч остр; и возложи его на главу твою, и на браду твою, и возми превес весов, и размериши я на три части. Волосы, выросшие во время твоего затворничества, раздели на три части, взвесив на весах; одну часть сожги среди города; и это изображает тех Иудеев, которые будут в святилище, когда храм загорится.
3Другую же часть содробиши окрест его, и это изображает убитых Иерусалимлян, которые падут за городскими стенами. И третию часть разсыплеши ветром, и поражающий меч пройдет в след их. И это изображает тех, которые будут отведены в плен и побиты мечем.
4И возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я во одежду твою.
13Упокою гнев Мой на них и утешуся. Здесь разумеются те, которые избавились от общего истребления сынов Израилевых, остались целы, невредимы, и живые возвратились во Иерусалим.
15Сей Иерусалим посреде языков положих его, и все грады окрест его. На основании сих слов некоторые полагали, что Иерусалим находится посредине земли, как сердце посредине членов. Ибо из Иерусалима изшел закон, который заповедям своим подчинил все народы; и во Иерусалиме водружен и крест, который своими благодеяниями покорил все концы земли.

6

6Во всем селении вашем опустеют грады, и высокая ваша погибнут, яко потребятся и погибнут требища ваша, сокрушатся кумиры ваши, разбиются изваяния ваши.
7И падут язвении посреде вас.
8И оставлю еже быти от вас избегшим от меча во языцех. Бог показывает, что спасутся те Иудеи, которые покаянием своим оправдают пред язычниками Божию правду, наказавшую их среди язычников и потом собравшую из среды их.
9. Когда сокрушу прелюбодейное сердце отступивших от Меня; тогда бити имут лица своя; то есть за грехи их послано будет на них тяжкое бедствие, и оцепенеет сердце их, и опечалятся лица их от скорби, какая постигнет их при нашествии врагов.
13И под дубом сенным и под всяким древом чащным. Сим изображается безумие возлагавших суетную надежду на богов своих, которых ставили они на всякой горе высокой под всяким сеннолиственным и широковетвистым древом. Ибо таков обычай лжи - украшать себя наружною, заимственною лепотою.
14От пустыни Девлафа. Девлафа есть Дафнис, что близ Антиохии.

7

6Прииде конец на тя, и поражу тебя.
7Прииде на тя козел, живущий на земли. Это или Навуходоносор, царь вавилонский, который, как козел, отчужден был от людей, дондеже переменились над ним, как сказано, седмь времен (Дан.4:20); или козлом называет Бог Навузардана, начальника телохранителей, который разорил Иерусалим.
10Изыде козел, наступает на вас, и процвете жезл, прозябе укоризна. Отмщение близко.
11И беззаконие возстает на жезл беззаконника; потому что преступный народ подвергается наказанию за грехи свои. И не от них, не от их плища и потщания. Пророк говорит сие потому, что Вавилоняне не своею силою совершат все это.
12Прииде время, приближися конец: купуяй да не радуется, и продаяй да не плачется; потому что скоро приидут к ним опустошители, и отнимут у них все имение их.
16И уцелеют спасеннии от них на горах яко голубицы на утесах. Пророк говорит, что немногие останутся в живых, и что спасшиеся уподобятся голубям, стонущим на утесах.
17Вся руки разслабеют.
19И сребро свое на стогнах повергнут. Сим означается скорбь, какая постигнет Иудеев во время плена. Руки разслабеют, так что Иудеи не в силах будут сражаться и спасать имущество свое. И вся колена источат воды, т.е. истекут потом от мучительной скорби. В еврейском же читается: вся стегна окаляются мокростию.
24И приведу пастырей языков, и наследят домы их. Пастырями языков Пророк называет царей, которые были с Вавилонянами. И обращу в уничижение плена величание крепких.
26Взыщут видения у пророков лживых, и не будет; потому что при смятении, когда будут отводимы в плен, погибнут для толкователей закон, священство и видение пророческое.

8

1И бысть в лето шестое, в шестый месяц, то есть царствования Иоакима царя;
3и взя мя дух среде земли, и среде небесе, и веде мя во Иерусалим в видении Божии. Пророк говорит о духе пророческом, которым восхищен был ум его; потому что не телом, но в видении Божии, пренесен был ко вратам внутреннейшим, зрящим на север, идеже бе столп ревности. Итак, вместо священного столпа Божия Иудеи поставили мерзких идолов. Упоминаемый же здесь столп, вероятно, был какое либо изображение, служившее свидетелем между покупающим и продающим, подобное чему видно в истории Иакова и Лавана (Быт.31:44-48).
7И веде мя к преддверию двора, и видех, и се скважня едина в стене.
11Иезония, сын Сафанов, стояще и семьдесят мужей от старейшин сонма с ним. Восхитивший Пророка повелевает ему еще больше раскопать стену, и когда раскопал Пророк, вводит его в храмину, где Пророк видит написанные на стенах изображения всякого рода пресмыкающихся и вьючных скотов; видит еще семьдесят именитых мужей и старцев с Иезониею, сыном Сафановым, мужем известным по благочестию; в руках у них кадильницы, и дым кадил их восходит к изображениям, написанным на стенах.
14И видех тамо, жены сидели плачущеся о Фаммузе. Восхитивший Пророка приводит его к другим дверям дома Господня, и показывает ему жен, сидящих во святилище и плачущих о Фаммузе.
16И взя мя дух, и введе мя в восточную дверь дому Господня, и видех тамо стоящих двадесять и пять мужей, задняя своя давших ко храму Господню, и лица их прямо к востоку: и сии поклоняются на восток солнцу.Восхитивший Пророка изводит его еще на средину между Эламом и жертвенником, и показывает ему двадцать пять мужей, которые стоят, обратившись хребтом ко храму, и лицом на восток, и поклоняются восходящему солнцу. Так ругаются они над святилищем, оказывая к нему неуважение, и чествуют солнце, поклоняясь ему. Ибо если бы не было у них намерения поругаться над храмом, то покланялись бы солнцу в другом месте, а не между Эламом и жертвенником.

9

1Приближитесь отмщающии граду: и се тесть мужей идоша и коемуждо сосуды отмщения в руце его. Бог, когда показал Пророку злочестие жителей Иерусалима, великим гласом взывает к Ангелам, и говорить:приближитесь отмщающии граду; а сим дает разуметь Пророку, что город будет разрушен за вины его жителей, а не силою врагов.
3И слава Божия взыде от Херувима, стоящего над углом дома, т.е. над жертвенником, который устроен был в углу дома Господня.
4И рече Господь к мужу облеченну в подир: пройди среди града, и даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях, бывающих среде их. А тем, которые были с сим мужем, Господь сказал:изсецыте людей всякаго возраста. Недостаточно было обрезание; Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста. А знамение, полагаемое на стенящих, есть помышление болезнующих о лукавых делах своих; ибо пред Богом и помышление то же, что дело, согласно с сказанным: всяк, иже воззрит на жену, коеже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф.5:28).
6От святилища начните, т.е. от священников, осквернивших святилище, и от тех нечестивых, которые между Эламом и жертвенником покланяются солнцу.

10

2И рече к мужу, облеченному во утварь: вниди среде колес, яже под Херувимами, и наполни горсти твоя углия огненнаго и разсыпли на град. Поелику муж, облеченный во утварь, не мог совершить сего, то один из Херувимов
7простре руку свою в средину огня, сущаго среде Херувимов, и взя, и вдаде в руце, облеченному во утварь, и взя, и изыде исполнить, что было повелено. Углие огненное означает те воздаяния и наказания за богоотступничество, какие при посредстве Ангелов постигнут безрассудных. А также углие огненное и муж, облеченный во утварь, который исходит и рассыпает углие на народ, таинственно знаменуют священника Божия, при посредстве которого раздаются живые угли животворящего Тела Господня. И тем, что другой Херувим простирает руку и дает углие облеченному во утварь мужу, означается, что сам священник не может хлеба соделать плотию; но совершает сие другой, именно Дух Святый; священник же как посредник воздевает только руки, и устами своими возносит молитвы и прошения, как умоляющий раб.

11

3Глаголющии: не в нем ли соградишася домове? сей есть коноб, мы же мяса. Ни от меча мы не погибнем, ни в плен не будем отведены. А если умрем, то смерть для нас - успокоение: ибо перед глазами у нас те бедствия, какие предки наши претерпели в рабстве.
13И бысть внегда прорицати ми, и Фалтиа умре. Как смерть похитила Фалтию, так будут похищены братия твои, сыны Левиины.
16И буду им во освящение мало в странах, аможе внидоша тамо. Сие говорится о возвращении Иудеев из Вавилона и всех других стран, в которых были они рассеяны.
19И дам им сердце ино, и дух нов дам им; то есть, за дела богоугодные и праведные, какие сотворят они, даст им Бог землю израильскую и сердце новое и дух новый.

12

3И пленен буди днем.
6И суму твою возми на рамена твои; потому что знатнейшие из вас во Иерусалиме должны будут понести такое же бремя. Бог снова делает Пророка знамением, в изображение бегства Седекии и вельмож его от Халдеев, говоря Пророку: сотвори себе сосуды пленнически, и пленен буди днем пред ними,
5прокопай себе стену, ты же изыдеши в вечер пред ними; и возми суму свою на рамена твои, лице твое покрыеши.
13И простру мрежу Мою нань, и ят будет, и введу его в Вавилон, и не узрит ея, потому что ослепят его; сетью же называет то, что Седекия взят будет и заключен в узы пленившими его, и лишат его зрения, и не увидит он земли преселения своего.

13

4Якоже лисицы в пустыни, пророцы твои Израилю. Прежние Пророки, хотя их было у вас не более, как по одному, молились за вас, и молитвами своими испрашивали вам прощение. А из нынешних пророков, хотя их много у вас, нет ни одного, который бы предстательствовал за Израиля в день бедствий.
10И сей сограждает стену, а они помазуют ю, да падется; то есть лживые их пророчества довели до разрушения город, о спасении которого заботились истинные Пророки.
13И навергу бурю разоряющую с яростию.
14И раскопаю стену, юже помазаете, и падется: и положу ю на землю, и открыются основания ея. Пророк восстает на лживых пророков, которые выдавали за истину свои гадания, и присовокупляет:
18горе сшивающим возглавийцы под всякий лакоть руки. Это были чародейные привески, привязываемые к рукам, при помощи которых, гадая по рукам, давали ответы спрашивающим, как делают прорицатели и чародеи. И сотворяющим покрывала над всякую главу всякаго возраста, еже развратити души, чтобы вовлекаемые в заблуждение не старались видеть, и не видели ни себя, ни истины.
Души людей моих уловляете, и свои души снабдеваете. Поддерживаете свою жизнь, а их оскверняете,
19горсти ради ячмене, и ради укруха хлеба, еже избити души, которым не должно было скорбеть, и которые не заслуживали смерти.
20Се Аз на возглавия ваша: отторгну я от мышцей ваших тем, что будете пленены. И послю на свободу души, которые уловляли вы своими чародеяниями и обаяниями.
22Понеже развращаете сердце праведнаго неправедно. Вы поражаете сердце человека простого своими предвещаниями и волхвованиями (ибо по такому предвещанию Иеремию ввергли в ров - Иер.38:6), и лживостью своею приводите в скорбь сердце праведника, которого Я не ввергал в скорбь; потому что он не Мною заключен в узы, и Я ниспосылаю бедствия на тех из народа Моего, которые грешили, а не на тех, которые сокрушаются о беззаконии людей моих.

14

9И пророк аще прельстится, и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того, т.е. воспретил ему прельститься. И потреблю его от среды людей Моих; потому что сам он обольстил себя и утвердился в обольщении сердца своего, и пророчествовал и говорил, что не было ему сказано.
14И аще будут среди ея, Ное и Дангил, и Иов,
16ни сынове, ни дщери их спасутся в то время как наведу на них четыре мести. Ни Ной, который спас сыновей и жен их, ни Иов, который исходатайствовал помилование друзьям, ни Даниил, который в Вавилоне спас мудрецов и товарищей своих, хотя и были услышаны они в свое время, не спасли бы ни сынов, ни дщерей.
21. Вот навожу четыре мести, т.е. четыре страшные бедствия на Иерусалим.
22Тии изыдут к вам,
23и утешат вас, понеже узрите пути их, и помышления их, т.е. после того, как Иерусалим поражен будет мечом, голодом, лютыми зверями и смертью, спасенные праведники породят сынов и дщерей, подобных им, и вы увидите дела сынов их, и утешитесь.

15

2Что было бы древо лозное от всех древес? Виноградная лоза среди дубравных дерев есть Израиль; виноградные ветви - колена его; дубравные же дерева - язычники.
4Две лозы истребил огнь, т.е. или дом Ефремов и дом Рувимов, или Израиля и Иуду, или еще царство и священство. Сердцевина повреждена, так что не может расти и давать плоды.
7От огня изыдут, и огнь пояст я, т.е. избегут меча, и меч постигнет их; спасутся из Египта, и порабощены будут в Вавилоне.

16

2Засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его: пусть знает, что он уже не Авраамова дщерь.
3Корень твой и бытие твое от земли Хананейски. Поелику Иудеи величались, что отцом имеют Авраама; то Бог говорит: корень ваш такой же, как корень Хананеев. Ибо чада Авраамовы творят и дела Авраамовы. Отец твой Аммореанин и мати твоя Хеттеаныня; и сама ты родилась в нечистоте, и предки твои в нечистоте же пребывали.
4И родившая тебя в онь же день родилася еси, не отрезала ти пупа, ни солию осоли, ниже пеленами пови.Положим, что в пустыне не было ни соли, ни пелен, ни всего прочего, чтобы помочь тебе этим, но даже и око матери твоей не пощадило тебя.
5И отвержена была еси на лице поля стропотством души твоея. Господь указывает на жестокое рабство в Египте, и на бесчеловечное повеление Фараоново, и говорит: хотя видел Я тебя в уничижении твоем, когда подобна ты была изверженному из матернего чрева несовершенному плоду, смешанному в крови своей: однако же не возмутилась тобою душа Моя; но благословил тебя,
6рекох ти: жива буди.
7Умножайся, якоже прозябение дельное, и умножилася еси, и вошла еси во грады градов, т.е. овладела крепостями и городами амморейскими, и наследовала их. И возросла ты, и соделалась отроковицею.
8И видех тя, и кляхся тебе. Когда из Египта изводил тебя, тогда Я видел, что ты возросла, и достигла лет юности, но была нага, т.е. не имела закона. Кляхся тебе, - и ты Мне клялась.
9И омых тя от нечистоты твоей, чистыми кроплениями Моими омыл тебя от скверны египетской.
10И облекох тя в пестроты, в одежде Египтян, которые дал Я тебе. И обух тя в червлены, в неветшающую обувь.
11И возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою.
13И украшена была еси златом, и дорогими камениями, и одежды твои виссонны, шелк и испещрения. Господь исчисляет корысти и украшения, какие народ Его вынес из Египта, и говорит: "это дал Я тебе во мзду за труды, понесенные тобою у Египтян".
15И соблудила еси, и излияла еси блужение твое на всякаго мимоходящаго; снабдил Я тебя всем, что прилично новобрачным женам, и одеждами, и золотыми украшениями; ты же соблудила еси и предавалась всякому, кто ни проходил мимо тебя.
16И сотворила себе кумиры сошвенныя, и соблудила еси с ними; Моими одеждами украсила сошвенные тобою кумиры, т.е. идолов, и соблудила с ними.
17И сотворила себе образы, и соблудила с ними; из злата язычников, которое Я дал тебе, сделала ты мужеские образы, и соблудила с ними. Блудодеянием называет Бог то, что синагога как бы обручилась с идолами языческими, избрала их себе как бы мужами, владыками, попечителями и спасителями, и покланялась им, и предавалась мерзостям идолослужения. Иудеи рассуждали о ложных богах: "один бог любит одно, другой услаждается другим делом, а третьему угодны жертвы". Во всем этом соблудила синагога, а Бога, Который любит целомудрие и святость, оставила.
19Мед и елей и семидал, яже дах тебе, положила еси та пред лицем их в воню благоухания; Я дал тебе елей, мед, муку, а ты все сие принесла в воню благоухания твоим богам изваянным и рукотворенным.
20И сыны твоя, и дщери твоя, яже родила еси, принесла в жертву, и заклала, и отдала идолам, когда предалась блудодеяниям с ними. Тех сынов и дщерей, которых Я дал тебе, пока признавала ты Меня главою и отцом, и пока не начала непотребствовать и не обратилась к идолам - тех сынов и дщерей безжалостно принесла ты в жертву, и предложила на истребление богам своим в неистовстве нечистой любви своей к ним.
22. И при этом не помянула еси дней младенчества твоего, егда была еси нага и смешена в крови, когда была ты в нищете, стояла у брения, и приставники египетские понуждали тебя носить кошницы с плинфами.
24И создала еси себе храм разбойнический, т.е. капище богов невоздержания, которые похищают у тебя все, как исчислено, что Я тебе дал.
30Что присужду дщери твоей, глаголет Адонаи Господь, внегда твориши вся сия дела;
31егда соградила еси блудилище твое в начале всякаго пути? Что присужду Самарии дщери твоей, поступившей подобно тебе; потому что и сама ты построила храмы идольские на стогнах твоих.
33И ты дала еси наем за блужение с тобою.
39И предам тя в руце их, и раскопают блудилище твое, и разорят высокая твоя. И сотворят тебе в отмщение. Поелику вознаграждала ты любителей своих, чтобы ходили к тебе, и сквернились с тобой: то предам тебя в руки врагов; и возьмут они все, что имеешь, и раскопают дом блудилища твоего, т.е. разорят высокая твоя. И пленением сынов твоих сотворят тебе отмщение пред женами многими, т.е. пред очами многих народов.
45Сестра еси сестр твоих и обитающих за рекою, - т.е. Самарии и колен, живущих за Иорданом. Мати твоя Хеттеаныня, отец твой Амморей, а не Ревекка и не Исаак.
49Сие беззаконие Содома сестры твоея гордость, в сытости хлеба, в изобилии покоя,
52и ты посрамися, и приими безчестие твое; потому что враг твой отвел в плен плененных в тебе. В числе плененных Бог именует и сестру Иерусалима; и именно сестрою называет Содом; под именем же Содома разумеет колена, жившие за рекою Иорданом. Как выше Иерусалим назвал дочерью Хеттеанки, хотя обитатели в нем Евреи: так и колена заиорданские называет Содомлянами; потому что творились у них дела содомские; между тем как были они не Содомляне, но братья Иудеев по отцу Исааку. И в последствии из плена возвращены не Содомляне, но Евреи.

17

3Орел великий, великокрылый, долгий протяжением, с толстыми ногтями и густыми перьями вниде в Ливан.Это Навуходоносор, который пришел в Ливан, и взя избранныя кедра, т.е. царя Иехонию.
4И верхи мягкости острога. Сии вершины молодых побегов, которые он обрезал и пренесе в землю Хананейску, означают Седекию. Во граде торжников положи я, то есть во Иерусалиме.
5И даде от семене земнаго, и на поле плодне над водами многими. Это Евреи, оставшиеся в Иерусалиме. Видено учини е.
6И бысть в виноград немощен, и мал величеством.
7И бысть орел другий велик, великокрылый: и се виноград сей оплетаяся об нем. Другим орлом называет царя египетского; виноградом же немощным, т.е. слабым именует царя Седекию, который упование свое возложил на царя египетского и с Египтянами заключил союз.
16. Поэтому, говорит Господь, Седекия, который презрел клятву Мою, и преступил завет Мой, среди Вавилона скончается; за то, что оставил Вавилонян, и предался Египтянам, умрет в Вавилоне. В другом смысле, сердцевина и вершина посеченного древа есть Эммануил, Который взят у Иудеев и насажден на духовной горе духовного Израиля, приносить не скорогибнущие блага, но спасительные заповеди и животворные врачевства, произращать не плоды, питающие смертное чрево, но грозд надежды и плод жизни, и быть не таким кедром, который бы уподоблялся растущим на горах у пределов земли обетованной, но который был бы достаточен Своею славою приосенить всех одаренных разумом, и на котором находили бы успокоение не птицы, устремляющие взор к земле, чтобы удовлетворить своей алчбе снедями, рассеянными по земле, но птицы, приобретшие крылья в святых водах спасительного крещения, возводящие взор горе к Тому, Кто с неба, и обитающие на ветвях сего Божественного древа, воспарившие к Нему на приобретенных крылах благодати и на Нем нашедшие себе убежище.
22И возму Аз от избранных кедра высокаго, и насажду на горе Израилеве и от главы сердце его остружу.Избранные кедра означают начальников в родах и сонмах иудиных, чрез которых передавалось семя благословения и грозд щедрот. В другом же смысле, избранные кедра были священник Иисус и Зоровавель.
24И увесть всяко древо полевое, яко Аз смиряяй древо высокое, и возносяй древо смиренное. Древами полевыми Господь означает все языческие народы; они узнают, говорит Бог, что Я смирил древо высокое - Седекию, и вознес древо смиренное - Зоровавеля.

18

2. Почему говорите: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Неправда.
4Душа, яже согрешит, та умрет.
5Человек же, иже есть праведен,
7человеку не насильствует, никому не делает вреда, хищением не восхитит,
8прибытка не возмет, той не умрет.
18Отец же его аще скорбию оскорбит, и хищением восхитит, умрет в неправдех своих. Поелику Иудеи говорили: отцы наши грешили, а мы грехи их на себе несем; то Бог вещает им: это - неправда; потому что терпите вы наказание за собственные свои грехи; и у всякого
4зобавшаго пародки зубы оскоминны будут.
25И рекосте: не управится путь Господень: так рассуждали сыны дома Израилева, которые знали, что предки их грешили, и не были за то отводимы в плен. И это они говорили тем, которые должны были идти в плен; и, когда возвещаемый им плен должен был возбудить их к покаянию, они роптали, что Бог несправедливо поступает, предрекая им плен.

19

2Что мати твоя, львичищ? Матерь сия есть царство Иудино, оно среди львов почи, т.е. среди соседних царств.
3Возрос един от львичищ ея, и бысть лев, и научися восхищати восхищения: это Иоахаз, он научился восхищать восхищения, и его Фараон, умертвив Иосию, отвел в Египет, и умертвил там; почему и сказано:
4и приведоша его языцы во узде во Египет. После сего говорится о царе Иехонии:
5и взя мати иного от львичищ своих, и львом учини его. И о пленении Иехонии сказано:
9и положиша его языцы в клете, и приведоша его в Вавилон. Предсказано также, что Иехония умрет в Вавилоне и не возвратится, и именно о невозвращении из плена Пророк предвещает сими словами: да не слышится глас его к тому на горах Израилевых.
10Мати твоя яко виноград на крови своей, как на водах, насажден, плод его и отрасль его бысть от воды многи. Матерью, насажденною на своей крови, Пророк называет Иерусалим, который обагрен был кровью жителей;отрасли его, т.е. сыны и дщери возрастали при водах пророческого учения.
11И быша ему жезлы крепости над племенем старейшин. Это старейшины, которые сперва были вознесены Богом, и потом истреблены в плену.
14Изыде огнь от жезла его крепкаго, и пояде плоды его. Сим указывается, что Иерусалим взят за вероломство Седекии.

20

1Приидоша мужие от старейшин дому Израилева вопросити Господа. И Пророк ответствует им от имени Господня:
3еда вопросити Мене вы приходите? Иезекииль не внимает старейшинам, и не дает им ответа, но начинает повествовать, как Бог давал им познавать Себя в Египте и повелевал отвергнуть от очес своих мерзости египетские; но они, как говорит Господь,
8не хотеша послушати Мя, и мерзостей от очес своих не отвергоша.
25И дах им заповеди Моя не добры, и оправдания Моя, в нихже не будут живи. Сии же данные заповеди не добры суть те исчисленные выше, четыре мести лютые, которые послал Я на Иерусалим (14:21), т.е. меч, плен, лютые звери и смерть. Или еще, оправданиями и заповедями недобрыми называет Бог заповеди закона, которые даны Евреям, как малым детям, даже как мятежным рабам, а не как достигшим совершенного возраста и сынам; потому что Бог снисходил к немощи их, и дал им закон и оправдания, которые по суду Его недобры были.
27И еще разгневаша Мя отцы ваши.
28Введох я в землю; и воздвигох руку Мою, еже дати ю им. И видеща всяк холм высок на земли, и всяко древо присенное, и пожроша тамо жертвы свои.
29И рекох к ним: что суть Аввама, яко вы входите тамо? Аввама есть возвышение, камень, служивший жертвенником, на котором приносили жертвы идолам.
38И изберу от вас нечестивыя и отвергшияся от Меня; то есть по возвращении их из плена возрастет гнев Божий на тех, кого не изменят наказание и плен.
46Сыне человечь, утверди лице твое на юг, и прорцы на дубраву полуденную. Дубрава полуденная есть Иерусалим, который от Вавилона лежит на полдень.
47Се Аз возгнещу в тебе огнь, и пожжет в тебе всяко древо, т.е. вместе и виновных и невинных.

21

2Сыне человечь, утверди лице твое на Иерусалим,
3и речеши к земли Израилеве: се Аз на тя, и извлеку меч Мой из ножен его, т.е. неумолимый Мой гнев, неудерживаемый милосердием. И потреблю от тебе праведнаго и беззаконнаго. Праведным называет или закон, или тех Иудеев, которые сами себя почитали праведными, а беззаконным - весь прочий сонм.
9Мечю, мечю, изотрися,
10да будеши готов на посечение племени сына Моего, на совершенное истребление племени сына Моего Израиля.Отрини всякое древо, т.е. всякого человека.
12Возопий и восплачися сыне человечь; потому что таково определение и повеление о народе твоем.
14И восплещи рукама, потому что прилично исполниться такому суду правды, и он исполнится, и усугубится меч.
15Яко да сокрушится сердце их, т.е. меч будет извлечен и падет на них.
14Третий меч язвенным есть; потому что Иудеи три раза отводимы были в плен: в царствование Иоакима, когда отведен в плен и Даниил с своими товарищами; потом во дни Иехонии, когда переселен был в землю халдейскую Иезекииль: и наконец, когда Иеремия пророчествовал во Иерусалиме. Меч язвеным велик, и ужасит я; потому что Бог приведет их в ужас голодом.
16Не преставай действовати, десница Моя, аможе аще лице Мое обратится, т.е. против Иерусалима, чтобы окончательно сокрушить и опустошить его.
20Учини путь, яко внити мечу на Равваф сынов Аммоних, т.е. проложи путь, еже внити мечу царя вавилонского.
19От страны единыя изыдут два; т.е. два пути. И рука избранная в начале пути избраннаго града; это нынешняя Антиохия. На Равваф сынов Аммоних, т.е. Навуходоносор придет в аммонитский город Равваф морским берегом от Антиохии. Ибо Навуходоносор пришел и расположился станом при Эмусе, называемом и Эми, городе, который близ Антиохии. Посему присовокупляет:
21станет царь вавилонск в начале пути, на начале обоих путей, еже волхвовати волхвованием, и пустит стрелу, вопросит ваянных,
22еже обставити острог вокруг Иерусалима, и отверзсть уста с воплем. Навуходоносор пустит стрелу, гадая, куда ему идти, к Тиру ли на север, или по направленно к Антиохии и оттуда к Иерусалиму; и бысть волшебство на Иерусалим.
23И той аки волхвуя им волхвование пред ними. Вавилоняне обманулись в своем гадании о победе, которая была еще отдаленна; они надеялись, что Иерусалим будет взят в немногие дни. Но провели зиму под стенами его и покорили город - уже чрез девятнадцать месяцев, когда жители изнемогли от голода.
25И ты сквернаве, беззаконниче, старейшино Израилев, грядет день твой конец. Это - Садок, который во время взятия Иерусалима был первосвященником.
26Сниму с тебя кидар, сложу с тебя венец, чтобы тебе не входить уже во храм для священнодействия. Вознесу смиреннаго, Иисуса сына Иоседекова, и смирю высокаго, т.е. Садока.
27И сие сотворю нечестию и неправде, дондеже приидет, Ему же достоит, и предам Ему. Сие долготерпение, которое оказывал Я священству, хотя пользовались им Иудеи к большей злобе и к нечестию, буду продолжать, пока не придет Сын Мой Христос, Которому принадлежит священство, и Которому предам оное рукою Иоанна на Иордане.
28Сия глаголет Адонаи Господь к сыном Аммоним: мечю уготованный на скончание, изощренный и блещущий на видение вате суетное, т.е. на видение вашего суетного могущества.
29Простру тебя на выи беззаконников, т.е. Аммонитян.
30Возвратися в ножны твоя, в место, в нем же родился еси. Или уготованный меч удерживает в ножнах до исполнения времени; или говорит Аммонитянам, чтобы они держались в земле своей, надеясь на местность.

22

2Суди граду кровей, и яви ему вся беззакония его. Бог снова возвращается к исчислению беззаконий, совершенных Иерусалимом, когда говорит: суди граду кровей.
25Пророки его возстают против Меня среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души изъядающе насилием, т.е. властью, какую беззаконно присвоили себе. Славу чертогов своих приемлюще, т.е. собирают по мере того, как велики или малы их жилища.
26И жрецы его отвергошася закона Моего, и оскверниша святая Моя, по небрежению своему между святым и сквернавым не разлучаху, т.е. не полагали никакого различия между святым и неосвященным.
27Князи его среде его, яко волцы восхищающе,
29людей земли утесняюще неправдою, т.е. князья и те, которые именуются ведущими закон Мой, грабят бедных.

23

2Две жены беша дщери матери единыя. Под именем двух жен и дочерей одной матери изображаются приточно Самария и Иерусалим, единодушные в том, что вместе любодействовали, поклоняясь тельцам.
3И соблудиша во Египте, в юности своей соблудиша: тамо спадоша сосцы их, и тамо растлиша девство; потому что в Египте открылось у них идолопоклонство и служение ложным богам.
4Имена же има: Оола старейшая, Оолива же меньшая. Сими именами приточно означаются Самария и Иерусалим, т.е. Самария - Оола и Иерусалим - Оолива, и такие имена даются им не в честь, но в поругание.
5И соблуди Оола, покланяясь тельцу, и возложися на Ассирианы, приближающиеся ей. Это говорится о Самарии.
10И бысть поношение в женах,
8растлиша девство ея. Самария прилепилась к Ассирианам, народу с нею соседственному, прилепилась и к идолам ассирийским; потому что Ассирианам преимущественно старалась угождать: она любодействовала и растлила себя, прилепившись к идолам. Потому и соделалась посмешищем для союзных городов.
11И виде сестра ея Оолива, и блуд свой паче блуда сестры своей умножи.
13И виде яко осквернися путь обоих. Иерусалим, представленный под именем Ооливы, видел, что Самария претерпела наказание, однако же сам предался любодейству с Ассирианами, и не довольствовался любодейством с мужами, даже прилеплен был к изображениям мужей, написанных на стенах.
14И виде мужи написаны на стене,
15препоясаны пестротами о чреслех своих, и превои крашеныи на главах их.
17И осквернися в них, т.е. с призванными на ложе из Вавилона.
39И внегда закалаху чада своя кумиром своим, и вхождаху во святая Моя в той день, еже сквернити я. Сие говорится о женах иерусалимских. Потому, обращаясь к Пророку, Господь говорит:
46приведи на них сонм, произведи суд за то, что детей, рожденных для Меня, сожигают огнем в жертву идолам своим.

24

1И бысть слово Господне ко мне в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца:
2сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от него же укрепися царь вавилонский на Иерусалим.
3Настави коноб, настави, и влий в онь воду,
4и вверзи в онь заколение доброе и туки. Под образом коноба Бог представляете Пророку Иерусалим, под образом заколения - жителей его, а под образом огня - врагов его.
6Не паде на нем жребий,
7яко кровь его среде его есть. Не будут бросать жребия над Иерусалимом; но все, что ни есть в нем, дастся на разграбление.
8Дах кровь его на гладцем камени, еже не покрыти ея, потому что грех их остается явным до того самого дня, как постигнет их конечное наказание. Вскоре за сим Бог возвещает Пророку, что внезапно умрет жена его.
16Се Аз вземлю от тебе желания очес твоих, в поражении не восплачи, ниже возрыдай, ниже да приидут тебе слезы; не обвивайся около уст своих (Лев.13:45). Бог говорит Пророку о смерти жены его, чтобы смертью жены, наименованной желанием очей, изобразить сожжение святого храма, столь вожделенного душе всякого Иудея; повелевает также, чтобы не было у него ни скорби, ни плача, и чтобы даже словом не обнаруживал он печали и сетования.
26В той день приидет уцелевый к тебе, возвестити тебе во уши.
27И отверзет уста твои. Тогда наконец отверзешь уста свои, и станешь всенародно проповедывать; потому что пророчество твое оправдано самым исполнением, и не будешь нем.

25

2Сыне человечь, утверди лице твое на сыны Аммони.
3Понеже порадовастеся о святых Моих, яко осквернена быша. Вы с радостью говорили: святилище Божие поругано нашествием иноплеменников и кровью Иудеев, земля израильская опустошена.
5И дам град Аммонь паствы вельблюдов, и сыны Аммони на паству овец.
6Понеже восплескал еси рукою твоею, и потоптал ногою твоею:
7потреблю тя, от людей; предам тебя в наследие Вавилонянам, пришедшим с востока.
4Тии поядят плоды твоя, и тии испиют млеко твое.
8Сия глаголет Адонаи Господь: понеже рече Моав и Сиир: се, якоже вси языцы, дом Иудин.
9Сего ради се Аз разслаблю мышцу Моавлю от градов, т.е. положу конец царству Моавитян.
12Понеже сотвори Идумеа отмщение сыном Израилевым, и памятозлобствоваша и завиствоваша
13. , поставлю ю пусту, и от Фемана до Дедана мечем падут; потому что таили в себе гнев на дом Иудин.
16Се Аз простру руку Мою на иноплеменники, и погублю оставшия живущия на примории.
15Понеже сотвориша иноплеменницы месть, радующеся всею душею, чтобы расторгнуть дружество, бывшее от века и клятвою утвержденное между Авимелехом и Авраамом.

28

1И бысть слово Господне ко мне, глаголя:
2И ты сыне человечь, рцы князю тирскому:
3еда премудрее ты еси Даниила? Для чего ты превозносишься маловажным, когда Даниил, обладая великим, усугублял свое смирение?
7Поругают славу твою,
8сведут тя в шеол.
12Ты еси печать уподобления. Царя тирского называет Бог печатью уподобления, потому что старался он доказать родство свое с домом Иудиным, хотя в самом деле не происходил от семени Иудина. Венец доброты,
13в сладости рая Божия был еси, т.е. в Тире и Иерусалиме. Всяким камением драгим украсился еси, сардием и топазием, амефистом, и смарагдом, и вириллием, и сапфиром, иасписом, и кристаллом, и жемчугом, и златом наполнил еси сокровища твоя, и камением драгим хранилища твоя,
14и был еси с херувимом помазанным, т.е. с Херувимом-Давидом, которого помазал Самуил, и который осенял всего Израиля. В смысле историческом Пророк или говорит сие о Хираме, который царствовал во времена Давида, или посмевается над народом и царством тирским и над другим царем, отступившим от правды. В духовном же и таинственном смысле слова сии могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией. Ходил ты среде каменей, и низвергаю тебя с горы Божией. Огненные камни суть священники и Пророки.
15Был еси ты непорочен во днех твоих, пока, по множеству купли твоей, жадность твоя не ввела тебя в грех.
16И погублю тя, Херувим помазанный осеняяй, от среды камыков огненных. Называет помазанным, потому что был царь, хотя и непомазанный. Все же: это, как и предыдущее, должно принимать и в историческом и в духовном смысле.
22Се Аз на тя, Сидоне. Потому что и ты издевался над сынами Израилевыми. И прославлюся в тебе; т.е. прославлен буду другими за то наказание, которое наложу на тебя.

29

3Се Аз наведу на тя Фараоне, змий великий, седящий среде рек своих, глаголющий: моя суть реки, т.е. мое владычество.
4Аз же дам узду в челюсти твоя, и прилеплю рыбы реки твоея, т.е. воинство твое ко крилома твоими. И возведу тя от среды реки твоея, т.е. заставлю тебя выйти из страны своей.
5И низвергу тя на лице поля, и не соберешися. Низвергну тебя и все воинство твое, представленное в образе рыб.И не соберешися, т.е. не будешь погребен во гробе.
6Зане был еси жезл тростян дому Израилеву.
7Егда яшася тебе рукою своею, пронзил руки их, и егда почиша на тебе, стерлся еси, и сломил еси их, потому что таков был ты для Израильтян во все времена, таков и ныне.
21В той день взыдет рог спасения всему дому Израилеву, потому что сокрушен будет рог, который содержал их в рабстве. И тебе дам уста отверзста среде их, когда слова твои исполнятся на самом деле, и сбудется пророчество твое о Египтянах.

30

4И приидет меч на Египтяны, и будет мятеж во Ефиопии, и возмут богатство его, пленят его, разграбят добычу его.
5Ефиопляне, Футеи и Ливиане, и вся Аравия, и Кубеи, и сынове, иже от земли завета с ними.
8Дам огнь на Египет,
12и погублю землю, и исполнение ея,
14убию тех, которые из дома Пафрос, дам огнь на Цоан (Танес), и сотворю отмщение в Но (Диосполе), т.е. приидет меч на Египет, смятется Эфиопия, и богатством египетским овладеют Футеи, Ливияне вместе с другими сынами севера.
6Падут подпоры Египта, т.е. полчища его, на которые полагались Египтяне, и почитали себя в безопасности.
9В той день приидут вестницы от лица Моего, т.е. от лица Моего выйдет определение опустошить беззаботную Эфиопию.
16Дам огнь, т.е, пошлю меч на Египет и возмятется Сан (Саис), оплакивая погибель своих жрецов. В Но будетразселина, Мемфис обратится в развалины,
18и в Тафнесе помрачится день, т.е. Тафнес будет предан мечу.
20В первый месяц, в седьмой день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя:
21сыне человечь, мышцы Фараона царя египетскаго сотрох, и не приложится ему пластырь.
22И сокрушатся мышцы его крепкия. Сокрушу мышцы Фараоновы. Мышцы изображают воинский стан Фараонов.Сокрушу мышцы его крепкия, т.е. полчища его.
23И разсею Египта в языки,
24и укреплю мышцы царя вавилонска, и дам меч в руце его, чтобы отсек он мышцы Фараоновы. И восплачет Фараон пред убийцами своими плачем смертельно раненых.

31

1И бысть во единодесятое лето, в третий месяц, бысть слово Господне ко мне, глаголя:
2сыне человечь, рцы Фараону, и множеству его: кому уподобил еси себе в высоте твоей?
3Се Ассур, кедр в Ливане, добр отрасльми. Сие, и что сказано далее, под образом кедра изображает величие царства ассирийского. И среди сжатых гор вершина его, т.е. среди царств.
5И ветви своя вознес выше всех дерев полевых. Под сению его вселися множество языков. Изображается великое могущество ассирийского царства над всеми; почему сказано: под сению его вселися множество языков.
8Кедры не превысили его в раи Божии. Нет ни одного из царей, который был бы славнее царя ассирийского. И сосны не подобны отраслям его, т.е. князи других царств не равняются князьям ассирийского царства.
10Понеже был велик величеством, т.е. властью своею; то
11предах его в руце крепкаго из языков, т.е. царство его предал в руки царя вавилонского, могущественного среди народов, и сотворил ему по нечестно его.
12И сотрутся отрасли его, падут ветви его, и снидут от покрова его вси людие языков, и оставят его, лишенного царской власти.
6Под ветвьми его раждахуся вси зверие польнии.
9Добра сотворих его во множестве ветвий его: и возревноваша ему вся древес райская сладости Божия. Когда пал он, - поселились на нем птицы небесные и звери полевые, чтобы пожирать того, кто был славен, управляя царством и силою войск своих; почему позавидовали ему и возненавидели его цари народов, вступили с ним в брань, попрали венец его, потому что Господь предал его за грехи его.
12И сотрутся ветви его на всяком поле земнем.
13Почиют на нем все птицы небесныя, и под стеблиями его вси звери сельнии,
14яко да не возносятся величеством своим вся древеса, яже в воде. Все сие постигло царя ассирийского, чтобы видели падение и не превозносились величеством своим все дерева вод, под образом которых представлены цари. И не будут скрывать вершины свои среди густых ветвей; т.е. не будут надмеваться гордостью среди полчищ своих.
15Сия глаголет Адонаи Господь: в онь же день сведется во ад, сотворю плач о нем.
16Егда свождах его во ад, утешахуся вся древеса сладости; т.е. падением его утешены все цари, умершие прежде. Избранная, пиющая воду, яже сведошася во ад. Избранная и добрая Ливанова, т.е. все, подобно ему, превозносившиеся, также как он, снидут во ад к язвенным от меча.
17И семя его, и живущий под покровом его. После того, как отнято было царство у царя ассирийского, подвластные ему народы стали жить под сенью других народов именно Вавилонян.

32

1И бысть во единонадесятое лето, во вторый надесять месяц, во един день месяца:
2бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, возми плач на Фараона царя египетска.
3Льву уподобился еси ты яко змий великий, иже в мори, бил еси рогами в реках твоих, и возмущал еси воду ногама твоима. Ты говорил, что своими войсками, представленными в образе рек, рассеял войска народов, и уподобляясь морскому змию, который от страха укрывает жизнь свою в водах, хотел ты уподобиться льву, крепкому царю всех животных. Поэтому, смиришься пред могуществом Ассириан и Вавилонян, и восплачут о тебе города и царства народов. Так, наслав на тебя великое множество Вавилонян,
3возложу на тя сети Моя.
4И посажду на тебе вся звери и птицы небесныя, и насыщу тобою вся звери земли.
5И повергу плоти твоя на горах.
9И разгневаю сердца людей многих.
14Тогда умолкнут воды их; потому что с падением Египтян успокоятся народы, с которыми Египтяне были в непрестанной войне, и которых содержали в непрестанном страхе. Сделаю, что реки их, яко елей, потекут, с падением Египтян успокоятся войска народов.
16Плач есть, и дщери языческия восплачутся о нем, над Египтом, и над всею силою его восплачутся, как скоро совершится над Египтом, что определено правдою Божиею.
17Бысть слово Господне, глаголя:
18восплачися о крепости египетстей. И сведут людей его в глубину земную с нисходящими в пропасть.
22Тамо Ассур и весь сонм его, окрест гроба его. И, желая показать, что такие жестокие бедствия постигли Египтян за сынов Израилевых, Пророк присовокупляет:
23иже даша страх свой на земли живых, т.е. в Иерусалиме, который называется землею живых, потому что в нем возвещен закон, который проповедует о горней жизни в Бозе, и научает ей.
24Тамо Елам и вся сила его окрест гроба его.
26Тамо Мосох, и Фовел и вся сила его окрест гроба его. Это Еламитяне и сыны Гога, которые ополчались на Иерусалим с вождем сил их Олоферном, и чудною победою, какую совершила Иудифь, устроен им гроб.
27Не почиет с необрезанными снизшедшими в шеол, т.е. ни дом Мосоха, ни прочие необрезанные, вошедшие во ад, не приобретут себе спокойствия бранными оружиями, потому что даша страх свой на земли живых.

33

10Прелести наша, и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, т.е. пока упорствует неправда наша, до тех пор не будет принято покаяние наше.
32И будеши им яко глас песни; Иудеи будут слушать слова твои, как сладкогласную песнь, станут услаждаться вещаниями твоими, как приятными звуками лиры; но когда постигнут их бедствия и конечное наказание, тобою предвозвещаемые, тогда узнают,
33яко ты пророк бе среде их.

34

3Оле пастыри Израилевы; не овец ли пасут пастыри?
4Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте.
5И быша овцы Моя на изъядение зверем сельным. Пророк порицает священников и правителей народа Израилева, по нерадению и небрежению которых народ забыл законы и заповеди Господни, и за сие овладели ими звери сельные, под образом которых представлены Вавилоняне и Ассириане - сии народы, подобно рыщущим зверям сельным, блуждавшие вне пути закона Божия.
8Понеже учинена суть стада Моя в расхищение, т.е. по небрежению пастырей народ Мой пал от вожделений греховных.
11Се Аз взыщу овец Моих, и присещу их;
12якоже присещает пастух паству свою,
10взыщу овец от рук их, и отведу в плен, отставлю я, и не будут пасти овец Моих, возвратив же из плена отъиму овцы Моя от уст их.
15Аз упасу овцы Моя, и Аз упокою я. И сие сказано о Церкви, в которой ведом Господь наш, пастырь всех народов мира; и в Нем, Боге нашем, прибежище и упокоение овец паствы Его, по написанному: Господи, прибежище был еси нам в род и род (Пс.39:1).
13И соберу овцы моя, и упасу я на горах Израилевых. Под мысленными горами Израилевыми разумеется созерцание того, что первоначально и превыше всего сущего.
14На пажити тучне упасутся. По возвращении их дам все обетованные им блага.
17Се Аз разсужду между овцею и овцею, потому что друг друга
21ребрами реяху, и рогами бодяху, т.е. рассужду между синагогою, распявшею Христа, и между Церковью из язычников.
22И разсужду между овном и овном, т.е. между Иудеями, сообщниками Каиафы, и между народом Божиим, из различных народов собранным во единый сонм поклоняющихся Распятому.
28И воставлю им пастыря раба моего Давида, т.е. Зоровавеля. Вполне же исполнилось сие на Господе нашем. Он есть истинный пастырь стада, собранного из язычников, рабом же и Давидом называется потому, что соделался человеком, и восприял зрак раба от рода Давидова.

37

1И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля, сеже бяше полно костей. Дух Божий дает Пророку Иезекиилю некое откровение о воскресении мертвых. Бысть рука Господня на мне; так Пророк изображает посещение Духа, при котором изведен был он умом своим на широкое поле, наполненное костями, рассыпанными членами и мертвыми телами, хотя на самом деле и не было там мертвецов и убиенных. Ибо где написано, чтобы там, в стране вавилонской, истреблен был народ израильский? Представлено же Пророку видение сие Духом Божиим, потому что жившие в пленении Иудеи в собственных глазах своих представлялись как бы мертвыми и погребенными в месте своего заключения, в стране вавилонской.
2И обведе мя окрест их около, и видех, се многи зело на лицы поля, и сухи зело, и вскоре присовокупляет:
7и совокупляхуся кости, кость к кости, каяжда к составу своему. В сем откровении, под образом мертвецов, так давно умерших, что кожа сотлела на костях их, Дух показывает Пророку избавление Иудеев из плена и заключения, и возвращение их в отечество; в ознаменование чего и представляет ему, как составы костей совокупляются и связываются, образуют из себя полноту человеческого тела, получают жизнь, воскресают, и многочисленные сонмы живых восстают на ногах своих.
6И дам в вас дух, и оживете.
10И вниде в ня дух жизни, и ожиша. Сие Бог говорит Пророку о воскресении на поле, показанном ему Духом в видении. И хотя воскресение мертвых и в видении и в действительности одинаково возможно для Божия всемогущества, потому что то и другое по единому мановению Божию могут совершиться без труда; однако же Бог совершает воскресение в видении, в знамение недостатка веры в Иудеях, которые говорили:
11сухи быша кости наша, погибе надежда наша. Ибо если Иудеи говорили: иссохли кости наши: то значит, что не были они мертвы; а если были бы мертвы: то как могли бы говорить? Итак, живых, ропщущих на Бога, Господь обличает, а не мертвым, лишенным дара слова и чувств, говорит:
13и увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверзсти ми гробы ваша, и возвести вас от гробов ваших. Сие обещание извести из земли вавилонской, как из гроба, и возвратить в землю Израилеву, увидят исполненным те самые, которые говорили: "мертвы, мы погибли, исчезла у нас всякая надежда возвратиться в святую землю Иерусалима; и земля врагов наших, в которую давно отведены мы в плен, будет гробом для нас по смерти нашей". В утешение говоривших это Бог показывает Пророку в духе кости поверженные и рассыпанные, и их составление и восстание, чтобы Пророк тем самым, что видел в откровении, ободрил сынов народа своего надеждою на возвращение, удостоверив, что Бог уготовал уже воскресение их, то есть возвращение во Иудею.
16Сын человечь, возми себе жезл един и напиши на нем Иуду, и сыны Израилевы прилежащыя к нему. И жезл вторый возми себе, и напиши на нем Иосифа, на жезле Ефремове. Под образом двух жезлов Бог дает разуметь два царства, которые, по возвращении Израильтян из плена, составят одно царство. Ибо говорит: возми себе жезл един, и напиши на нем Иуду и Израиля.
17И будут в жезл един в руце твоей:
21соберу я,
22и дам я в язык един в горах Израилевых. Так Пророк, объясняя, что представлено под образом жезлов, говорит:соберу, и дам я в язык един в горах Израилевых.
24И раб мой Давид князь среде их. Рабом Своим Давидом Бог называет Зоровавеля, который соделается властителем народа Божия. Во всей же действительности исполнилось сие на Христе, Который пришествием Своим во плоти, даровал спасение миру, примирил народ Израильский и народы языческие, небесных и земных, и воцарился над ними. Но ради нас именуется Он и рабом, потому что Он, Господь и Бог, соделался человеком и принял на Себя зрак раба.

38

3Се Аз на тя, Гог правитель и князь Мосоха и Фовела.
6Гомер и вся сила его, дом Форгамань.
8От дней множайших предопределен ты, и в последняя лета приидеши,
12пленишь плен, возмешь корысти:
4и вложу узду в челюсти твоя, и изведу тя, и всю многочисленную силу твою. Гогом и Магогом называются народы, притеснявшие Иудеев вскоре по возвращении их из Вавилона. Но многие утверждают, что Гогом назван Олоферн, военачальник Навуходоносора царя ниневийского. Ибо с ним из земли северной многие народы взошли в землю израильскую, и были там истреблены. Посему, толкователи и присовокупляют, что древками оружий и копий воинства Олофернова семь лет возгнетаем был огонь во святилище, и это делалось в воспоминание победы. А потому и сказано у Иезекииля:

39

9и ражжегут ими огнь седмь лет. Если бы древки от оружий победители взяли себе; то не предали бы их огню. Если же были они сожжены, то сделано сие по Божию повелению, и священники часть из оружий внесли на память в храм, и древками сего-то оружия возжигали огнь в течении семи лет для сожжения фимиама, по слову Божию, в праздники и новомесячия.
12В седмь месяц погребут я;
15всяк проходяй землю, и узревый кость человечу, сотворит у нея знамение. Из сказанного, что в семь месяцев погребут и убитых, можно заключить, что в день самого поражения не было возможности предать их погребению, особенно же потому, что весь народ с жадностью устремился на добычу, и еще потому, что тела убитых скоро предавались гниению и невозможно было приблизиться к тем, у которых, как говорит Захария (Зах.14:12), стоящих еще на ногах своих истаивали плоти. Посему Иудеи, чтобы не мучить себя в день избавления, не прикасаться к гниющим телам врагов своих и не погребать их, отложили сие до того времени, как и палящий зной истнит плоти, и поедят их звери и расклюют птицы, алчущие подобной добычи, чтобы уже после всего этого собрать и предать погребению тела, иссушенные воздухом и солнцем. Посему-то погребение совершено в седьмой месяц. И всяк проходяй землю, и узревый кость человечу, сотворит у нея знамение, т.е. кости рассыпавшиеся, какие только останутся, будут предавать погребению проходящие мимо. Слова же: сотворит у нея знамение, могут быть объясняемы еще в другом смысле, так: тот сотворит знамение (памятник), кто, встретив человека, пребывающего в язычестве, или в иудействе, вместо знамения, сооруженного из чувственных камней, вложит в слух его словеса священных Писаний, и чрез них будет действовать к его обличению и исправлению; и потому, если у слушающего будет готовность к принятию слова, он скорыми шагами придет в страну живых.
29И излию Духа Моего на весь дом Израилев. Сыны Израилевы ко Мне обратятся, и уверуют в Меня.

40

1И бысть в двадесять пятое лето пленения нашего, в начале года, в десятый день месяца, в четвертоенадесять лето по разорении града. Первое число берется не от Иосии, но от Иехонии; ибо сказано: в четвертоенадесять лето по разорении города, а город разорен в одиннадцатый год Седекии. И сей год, в который Иудеям дается обещание о восстановлении храма, был юбилейный; потому что другой юбилей был в восемнадцатый год Иосии, когда Иерусалим еще благоденствовал. Ибо, сочтя остальные тринадцать лет царствования Иосии, и три месяца царствования Иоахаза, одиннадцать лет Иоакима, одиннадцать лет Седекии и четырнадцать лет по разорении города, будешь иметь год пятидесятый, то есть юбилейный. В сей-то год Иезекииль возвещает Иудеям о восстановлении храма и о возвращении из плена.
3И се муж,
5и в руце мужа мера тростяна шести лакот и единой длани,
6и измери праг дверный тростию,
7широта двери пять лактей, и праг дверный трости единыя,
16и окна внутрь разширены и узки совне,
23и врата двору зрящая ко вратам северным и восточным.
39И притвор во Еламе врат, две трапезы о сию страну и две об ону, еже заклати всесожжения. Как при конечном разрушении города и при отведении в плен и крайних бедствиях народа Пророк видел изшествие Божией славы, и был опечален; так теперь, в день видения духом о воссоздании града и храма, открывается ему вхождение славы, и возвеселяет его. Иезекииль видел, что слава Божия входит теми же восточными вратами, которыми изшла она. Как прежде сказал Пророк, что слава Господня изшла из дома Божия и стала над херувимами, и изшла восточными вратами дома Господня; так и теперь говорит, что слава Божия вошла путем врат, зрящих на восток.

41

15И размери долготу его
16даже до окон. Окна в доме Господнем совне узкие и внутрь расширенные суть образы вещей, подлежащих чувствам, которые для нас служат как бы дверями, чтобы ими человек входил и приближался к созерцанию небесного, духовного, недоступного чувствам. Муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собою Эммануила, Который измерил и устроил и в порядок привел все видимые и невидимые твари. Трость, содержащая в себе шесть лактей, означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести лактей, составляющая половину лактя, есть мир духов. И что сказано о доме Божием и о всем, что в доме сем, и что видел Иезекииль, разумей о святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают Апостолов; закланные тельцы суть образ самого Эммануила. Тем, что входящий для поклонения Богу вратами северными исходит вратами южными, дается разуметь, что человек не должен возвращаться к худому, но обязан стремиться к лучшему и вперед идти путем добра. Когда же Пророк говорит, что надобно отделять святое от неосвященного, тогда неосвященным называет, что вне ограды дома Божия.

44

30Начатки жит ваших дадите жерцем, т.е. уделяйте священникам начатки всякой снеди вашей.

45

1Отлучите начаток Господеви,
4И освященное святилищу. Сие говорит пророк Иудеям, возвращающимся из Вавилона, и строителям, которые будут воссозидать Иерусалим, повелевает отделить в нем одно место для священников и храма, другое для левитов, третье для народа и четвертое для князя.

47

3. Сказанное у Пророка: измери воду, и взыде вода до глезн, означает делателей, трудящихся с утра. Слова:
4измери и взыде вода до колен, указывают на делателей, подъявших труд с третьего часа. А еще большее возвышение воды в потоке дает разуметь приступивших к деланию в девятом часу. Наконец, глубина воды в потоке, делающая невозможным переход, знаменует пришедших в единонадесятый час. Таковы значения сих измерений.
3И преведе мя чрез воду даже до глезн. Под образом водного потока представлены здесь Евреи. Сказанное же, что вода исхождаше из под жертвенника, означает, что на сем жертвеннике совершается служение Богу. Пророк говорит: глубина потока возрастала; преведе мя чрез воду до чресл, и потока не прейдут. Все сии образы, т.е. что поток сперва мал и удобопереходим, так что вода восходит только до глезн, а потом увеличивается глубина потока, так что вода достает постепенно до колен и до чресл, и наконец при возрастающей глубине вод, поток делается неудобопереходимым, - означают тех, которые умножились, усилились и покорили Идумеев, дом Гога и другие окрестные народы.
Но узнаешь и иное таинство, если снова прочтешь слова Пророка: и преведе мя чрез воду. И взыде вода до глезн, до колен, даже до чресл, и не прейдут потока. Сим указывается на начало евангельской проповеди. Ибо проповедников было немного; а потом, число их возросло и умножилось, как видно из сказанного Господом: не бойся малое стадо (Лк.12:32), и из уподобления небесного царства зерну горушичну, еже малейше есть от всех семен, егда же возрастет, более всех зелий есть (Мф.13:31). Вначале только двенадцать Апостолов, к ним присоединены семьдесят и два: потом приложились три тысячи; и бесчисленное множество возросло, подобно потоку, усилившемуся до того, что невозможно перейти чрез него. Вода
8. , текущая в долину, яже на восток, и нисходящая к северу, изображает учение Апостолов, которое изшло, сообщено было язычникам и усладило их.
8Вода идет до моря в воды гнилыя, и исцеляет воды.
9И всяка душа, рождающаяся на всяком месте, на неже найдет река сия, жива будет: и будут тамо рыбы многи зело, яко приидет тамо вода сия, и исцелит. Рыбы многи изображают ревнителей, готовых на дело проповеди и стоящих во главе верных народов.
12И над реку взыдет, на брезе ея оба полы, всяко древо ядомое, и будет плод их в снедь, и прозябение их во здравие. Сие говорит Пророк о совершенных в деле и слове, которые приносят жертвы, десятины и дары свои, в новомесячия и праздники свои, и которые держатся и связуются Божиею силою. На древах сих в начале каждого месяца будут новые плоды, ибо воды, которые пьют они, от святилища исходят, и будет плод их в снедь и прозябение их во здравие. Сим означаются животворные и спасительные законы. И те, которые омываются в сих водах, то есть, не отступают от закона, уподобятся высоким деревам, растущим на берегах потока, и будут, яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой дает (Пс.1:3). Примечательно, что Бог шестьдесят два раза называет Иезекииля: сыне человечь, и пятнадцать раз дом Израилев именует преогорчевающим.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.5-50. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий