Св. Ириней Лионский. "Обличение и опровержение лжеименных знаний". Книга 3-я. Глава III
Опровержение еретиков на основании
предания апостолов, хранящегося в Церкви.
1. Все, желающие видеть истину, могут во
всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем
перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до
нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят. Ибо,
если бы апостолы знали сокровенные таинства, которые они сообщали совершенным
отдельно и тайно от прочих, то предали бы их в особенности тем, кому поручали
самые церкви. Ибо они хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем
те, кого оставляли своими преемниками и кому передавали свое место учительства,
так как от их правильного действования должна происходить великая польза, а от
падения их — величайшее несчастие.
2. Но поелику было бы весьма длинно в
такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я
приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем
известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами
Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов
дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет
собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и
превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этою церковью, по ее
преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т. е. повсюду верующие,
так как в ней апостольское предание всегда сохранялось ворующими повсюду [1].
3. Блаженные апостолы, основав и устроив
церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в
посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от
апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и
обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их
пред глазами своими; впрочем он не один, но многие еще оставались тогда,
которые получили наставление от апостолов. При этом Клименте, когда произошло
немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь римская написала к
коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру,
и возвещая недавно принятое от апостолов предание [2], которое проповедует
Единого Бога всемогущего, Творца неба и земли. Создателя человека. наведшего
потоп и призвавшего Авраама, изведшего народ из земли Египетской, говорившего с
Моисеем, положившего закон, и пославшего пророков, и приготовившего огонь для
диавола и его ангелов. Из этого писания желающие могут узнать, что Он, Отец
Господа нашего Иисуса Христа, проповедуется церквами, и также уразуметь
апостольское предание Церкви, так как послание гораздо древнее тех людей,
которые ныне преподают ложное учение и выдумывают иного Бога, выше Творца и
Создателя всего существующего. Этому Клименту [3] преемствует Эварест, Эваресту
Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор,
который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита;
после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов
жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное
предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым
полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви
от апостолов доныне и предана в истинном виде.
4. И Поликарп, который не только был
наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и
апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии, и которого и я
видел в моей ранней молодости, — ибо он жил долго и в глубокой старости окончил
эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, — он всегда учил тому, что
узнад от апостолов, что передает и Церковь, и что одно только истинно. Об этом
свидетельствуют все церкви азийские, равно как и те, которые были преемниками
Поликарпу до настоящего времени, — такой человек гораздо достовернейший и
надежнейший свидетель истины, чем Валентин, Маркион и прочие еретики. Он,
прибыв в Рим при Аниките, многих обратил от вышепоименованных еретиков к церкви
Божией, возвещая, что он принял от апостолов одну только ту истину, которая
передана Церковью. И есть слышавшие от него, что Иоанн, ученик Господа, в
Ефесе, пришед в баню и увидев в ней Керинфа, выбежал из бани не мывшись и
сказал: убежим, чтобы не упала баня, потому что в ней враг истины, Керинф. И
сам Поликарп при встрече с Маркионом, сказавшим ему: «знаешь ли меня», отвечал:
«знаю первенца сатаны». Такую осторожность имели апостолы и их ученики, чтобы
даже в слове не иметь общения с кем-либо из тех, которые искажали истину, как и
Павел сказал: от еретика-человека отступай после первого и второго вразумления,
зная, что таковый развратился и согрешает, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
Есть весьма дельное послание Поликарпа, написанное к филиппийцам, из которого
желающие и заботящиеся о своем спасения могут узнать и характер веры его и
проповедь истины. Также и церковь ефесская, основанная Павлом и имевшая среди
себя Иоанна до самых времен Траяна, есть истинная свидетельница апостольского
предания.
[1] В латинском тексте это место читается так: ad hanc enim ecclesiam propter potiorem
principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam. Здесь слово necesse est, соответствующее греческому αναγκη, означает
не нравственное обязательство, а естественную необходимость, по которой всякая
церковь, хранящая апостольское предание, согласуется с тем же преданием,
хранящимся в римской церкви чрез преемство епископов.
[2] Это место с начала параграфа
находится на греческом языке у Евсевия 5, 6.
[3] От сих слов до конца 4 параграфа это
место на греческом языке сохранялось у Евсевия 4, 14. Глава IV
Истина находится только в кафолической
Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести
своего начала от Апостолов.
1. При таких доказательствах, не должно
искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как
богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так
что всякий желающий берет из нее питие жизни (Апок. 22, 17). Она, именно, есть
дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему, должно
избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к
Церкви, и принимать предание истины. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь
важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в
которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного
относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам
писания? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они
вверили церкви?
2. Этому порядку следуют и многие племена
варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или
чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание,
веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Иисуса
Христа Сына Божия, Который, по превосходной любви к своему созданию, снизошел
до рождены от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при
Понтие Пилате, воскрес, во славе взят (на небо) и со славою придет, как
Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлет в вечный огонь исказителей
истины и презрителей Его Отца и пришествия Его. Принявшие эту веру без письмени
суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа
жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде,
чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические
измышления, говоря с ними на их собственном языке, — тотчас бы, зажимая уши,
убежали как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то
образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают
в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них не было ни (церковного)
собрания, ни установленного учения.
3. Ибо прежде Валентина не было
валентиниан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих
(учителей), которых я перечислил выше, не было прежде, чем появились основатели
и изобретатели их превратного учения. Валентин пришел в Рим при Гигине,
процветал при Пие и пробыл до времени Аникиты. Кердон, предшественник Маркиона,
сам прибыл при Гигине, который был девятым епископом [1], часто приходя в
церковь и исповедуясь, он так и окончил (жизнь), то уча тайно, то опять
исповедуясь, то обличаемый в своем худом учении, и наконец оставил собрание
братий. Преемник его, Маркион получил силу при Аниките, занимавшем десятое
место в ряду епископов. Прочие, так называемые гностики, произошли от Менандра,
ученика Симона, как я показал, и каждый из них являлся отцем и главою принятого
им учения. Последние все впали в свое богоотступничество гораздо позднее, уже в
средние времена Церкви.
[1] Древни латинский перевод называет его
восьмым епископом, но это не противоречит Евсевию, сохранившему cиe место на
греческом языке, потому что в одном случае преемство епископов считается от
Апостолов, а в другом от Лина, как первого епископа. Глава V
Христос и Его Апостолы предлагали свое
учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали
Единого Бога Отца и Творца всего.
1. Когда апостольское предание таким
образом существует в Церкви и сохраняется у нас, я возвращусь к доказательствам
из писаний Апостолов, написавших также Евангелие, в которых они изложили учение
о Боге, поставляя при сем на вид, что Господь наш Иисус Христос есть Истина
(Ин. 14, 6) и лжи в Нем нет, как и Давид, пророчествуя от рождены Его от Девы и
о воскресении из мертвых, говорит: Истина воссияла от земли (Пс. 84, 12). И
Апостолы, ученики Истины, также чужды всякой лжи; ибо ложь не соединяется с
истиною, как тьма со светом, но присутствие одной исключает другую. Посему,
Господь наш, будучи Истина, не говорил лжи, и о ком Он знал, как о плоде
несовершенства, того не исповедал бы Богом, и Он, совершенный, духовный и
бывший внутри Плиромы, не называл бы несовершенного, душевного и находящегося
вне Плиромы Богом всего, Верховным Царем и Своим Отцем. И ученики Его не
упоминали о каком-либо другом Боге и не называли Господом никого, кроме Того,
Кто есть истинно Бог и Господь всего, — как говорят эти пустейшие софисты,
будто апостолы с лицемерием приспособляли свое учение к приемлемости слушателей
и давали ответы сообразно с мнениями вопрошающих: для слепых выдумывали басни
сообразно с их слепотою, для слабых сообразно с слабостьюо, и для
заблуждающихся сообразно с их заблуждением, и что они тем, которые Димиурга
почитали единым Богом, его и проповедовали, а способным понять неименуемого
Отца излагали неизреченную тайну посредством притчей и загадок; и что Господь и
Апостолы вели дело учительства не согласно с истиною, но лицемерно и
приспособляясь с приемлемостью каждого.
2. Такой образ действия не свойствен тем,
которые исцеляют или дают жизнь, но скорее тем, которые причиняют болезнь и
распространяют свое невежество, и гораздо истиннее окажется закон, проклинающий
всякого, кто слепого вводит на пути в заблуждение. Ибо Апостолы, посланные для
отыскания заблудших, для прозрения невидевших и исцеления больных, конечно,
говорили с ними не по их настоящему мнению, но согласно с откровением Истины. И
какие-либо люди действовали бы не правильно, если бы слепым, уже готовым идти
на пропасть, советовали бы продолжать по тому опаснейшему пути, как будто он
действительно прямой путь, и по нему пройдут благополучно. Какой врач, желая
исцелить больного, будет действовать сообразно с прихотями больного, а не с
тем, что требуется для излечения? А что Господь пришел для исцеления больных,
Он Сам свидетельствует говоря: не здоровые нуждаются во враче, но болящие. Не
пришел Я призвать праведных, но грешников к покаянию (Лк. 5, 31, 32). Каким же
образом больные укрепятся? И как грешники покаются? Тем ли, что они будут
оставаться в том же положении, или, напротив, когда они решатся на великую
перемену и изменение прежнего образа жизни, чрез который они навлекли себе
немалую болезнь и множество грехов? Неведение же, мать всего этого, устраняется
чрез знание. Поэтому, Господь сообщал ученикам Своим знание, чрез которое Он и
больных исцелял и грешников воздерживал от греха. Итак, Он говорил с ними, не
приспособляясь к старому их мнению, и давал ответ, не сообразно с расположением
вопрошающих, а согласно с спасительным учением, без притворства и без
лицеприятия.
3. Это видно и из слов Господа: Он
обрезанным указывал на Сына Божия, Христа предвозвещенного пророками, т. е.
открывал Себя Самого, Который возвратил людям свободу и даровал наследие
нетления. А язычников Апостолы учили, чтобы оставили суетные дерева и камни,
почитаемые ими за богов, и чтили истинного Бога, Который создал и образовал
весь род человеческий и посредством Своего творения питал его, умножал,
укреплял и поддерживал в бытии, и чтобы уповали на Его Сына, Иисуса Христа, Который
искупил нас Своею кровию от отступничества, дабы и мы были народ освященный, —
Который сойдет с небес в силе Отца и сотворит суд над всеми и соблюдшим
заповеди Его дарует блага Божии. Он явился в последние времена и, как
краеугольный камень, собрал и соединил дальних и ближних (Еф. 2, 17), т. е.
обрезанных и необрезанных, распространяя Иафета и помещая его в доме Сима (Быт.
9, 27).
Комментариев нет:
Отправить комментарий