Образ Б-жией М-три"Знамение".

Образ Б-жией М-три"Знамение".
Курская-Коренная.

вторник, 24 января 2012 г.

ВОСЕМЬ СЛОВ НА КНИГУ БЫТИЯ СЛОВО VIII. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО.


ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
архиепископа Константинопольского
ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ

ВОСЕМЬ СЛОВ НА КНИГУ БЫТИЯ

СЛОВО VIII

Об облачном дне и собрании епископов; о данной Адаму заповеди, и о том, что получение закона было знаком великаго попечения.


     1. Скопление облаков сделало день темным, а присутствие учителя (1) делает его очень светлым. В самом деле, не так солнце освещает тела, испуская лучи с высоты небесной, как взор отеческой любви озаряет наши души, посылая лучи от епископскаго седалища (2). Зная это, он не один прибыл к нам, но пришел в сонме светил (3), чтобы больше было света. Поэтому и Церковь у нас красуется и стадо ликует, и мы с большим усердием приступаем к беседе. Где бывает собрание пастырей, там и овцы наслаждаются безопасностью. Так и мореплаватели радуются, когда у них много кормчих, потому что они, во время тишины и безветрия, посредством рулей, облегчают им труд плавания на веслах, а когда волнуется море, то своим искусством и усилиями многих рук уменьшают напор волн. Подобно этому и мы, вверив все молитвам их, смело приступим к поучению. А чтобы наставление было для вас понятнее и яснее, напомним вкратце о том, что сказано вам вчера. Я говорил о том, что человек до вкушения от древа знал добро и зло, а не по вкушении получил это знание; объяснял то, почему (так) называется древо познания добра и зла, и как Писание имеет обычай называть время и место по тому событию, которое совершилось в этом месте и в это время. Сегодня следует уяснить самую заповедь, которою (Бог) воспретил вкушение от древа. В чем она состоит? И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси (Быт. II, 16). Это - божественный закон; будем же внимательны. Если читая царския грамоты, люди заставляют всех собравшихся вставать, то тем более мы, готовясь читать не человеческие законы, а божественные, должны подняться умом и внимательно слушать, что говорится.
     Знаю, что некоторые винят законодателя и говорят, что закон был причиною падения. Поэтому наперед нужно обратиться к этому и самым делом показать, что (Бог) дал закон не по ненависти к человеку и не по желанию нанести оскорбление нашей природе, а по любви и попечительности. Что Он дал его нам в пособие, послушай, что говорит Исаия: закон бо в помощь даде (Иса. VIII, 20). А кто ненавидит, тот не помогает. Опять, пророк взывает: светильник ногама моими закон Твой, и свет стезям моим (Псал. CXVIII, 105). А ненавидящий не прогоняет мрака светильником и не направляет блуждающаго на путь посредством света. Еще Соломон говорит: светильник заповедь закона, и свет, ижизнь (4)и обличение, и наказание (Притч. VI, 23). Вот (закон) не только помощь, не только светильник, но и свет, и жизнь. А (делать) это свойственно не тому, кто ненавидит н желает погубить, а тому, кто подает руку и помогает. Поэтому и Павел, обличая Иудея и показывая, сколько пользы принес закон, и что он для нашей природы служит успокоением, а не отягощением, сказал: се ты иудей именуешися, и почивавши на законе (Римл. II, 17). Видишь ли, что Бог дал закон не для отягощения, но для успокоения нашей природы? Хочешь ли узнать, что - и ради чести? Вполне достаточно и это (сказанное) может свидетельствовать о чести и попечении, однако я сделаю это ясным и посредством других свидетельств. похвали, говорит Давид, Иерусалиме, Господа: хвали Бога твоего, Сионе. Яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе. Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя (Псал. CXLVII, 1-3). Потом сказав и о благодеянии, которое оказывает Бог через прочее творение, указал на особенное и важнейшее (благодеяние), говоря так: посылаяй (5) слово свое Иакову, оправдания и судьбы своя Израилеви. Не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им (ст. 8, 9). Смотри, сколько перечислил благ: безопасность города:укрепи, говорит, вереи врат твоих, - удаление войны: полагая пределы твоя мир, - изобилие необходимаго для жизни: и тука пшенична насыщаяй тя. Однако на дарование закона он указал, как на драгоценнейшее из всего. Желая показать, что получение закона и познание судеб Божиих есть дар, гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, отсутствие войн, доброчадие и многочадие, и изобилие необходимаго для жизни, он, поставив этот дар после всего, как венец и совокупность благ, присовокупил: не сотвори тако всякому языку. Тако, т. е. как? Изобилием и другими выше исчисленными благами часто наслаждались и многие, но не о вышесказанном, говорит, а о законе я сказал, что не сотвори тако всякому языку. Поэтому и прибавил: и судьбы своя не яви им. Ты видишь, что закон важнее всех исчисленных благ.
     2. Это показал и Иеремия. Оплакивая бывших в плену, он говорил: Что, яко еси на земли вражии? Оставил еси источника премудрости(Вар. III, 10, 12), - разумея закон. Как источник изливает много ручьев во все стороны, так и закон дает всюду много заповедей, напояя нашу душу. Потом указывая на особенную честь, оказанную дарованием закона (пророк) говорил: сия премудрость (6)не слышася в Ханаане, ниже явися в Фемане: и сынове Агарины, купцы и взыскателю не уведеша путей ея, ниже помянута стезь ея (ст. 22, 23). И показывая то, что она духовна и божественна, говорит: кто взыде, говорит, на небо, и снесе ю (ст. 29)? Потом прибавил: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от него (ст. 36, 37). Поэтому и Давид сказал: не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им (Пс. CXLVII, 9). На это же указывая, и Павел писал: кое убо преимущество Иудеяили кая польза обрезанияМного по всякому образу. Первее бо, яко вверена быша им словеса Божия (Римл. III, 1, 2). Видишь ли, как и он объяснил сказанное: не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им? Если преимущество иудейскаго народа состоит в том, что он один из всех людей почтен дарованием писаннаго закона, то, следовательно, Бог дал закон, не отягощая нашу природу, но оказывая ей честь. И не тем только почтил, что дал закон, во и тем, что дал его Сам. И точно, это самый высокий вид чести, что Он не только даровал (7) (но и даровал Сам). Что это - великий дар, послушай Павла, который это показывает. Видя, как иудеи гордились тем, что к ним пришли пророки и смиряя их гордость, показывая то, что мы удостоились большей чести, приняв учение не чрез раба, но чрез Господа, так говорит в послании к евреям: многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем нашим (8)в последок дний глагола нам в Сыне (Евр. I, 1). И опять в другом месте: не точию же, но и хвалимся о Бозе Господем нашим Иисусом Христом, имже примирение прияхом (Римл. V, 11). Видишь ли, он хвалится не только примирением, но и тем, что примирение получил от Христа? И опять, прославляя воскресение, говорит: сам Господь сниде с небесе (1 Солун. IV, 16). Смотри: и там все совершается чрез Господа, как и здесь дал заповедь Адаму не чрез какого-либо раба, не чрез ангела и архангела, но Сам лично, и таким образом оказал человеку двойную честь, - и тем, что дал закон, и тем, что дал Сам. Как же он пал? От собственной безпечности; это показывают те, которые получили закон и не пали, а сделали еще более повеленнаго. Но видя недостаток у нас времени, отложу слово до другой беседы. А вы пока храните и помните сказанное, - передавайте это и тем, которые не слышали, и пусть каждый размышляет об этом и в церкви, и на рынке, и дома. Нет ничего приятнее божественнаго учения. Послушай, что об нем говорит пророк: коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим (Псал. CXVIII, 103). Этот сот полагай на вечерней трапезе, чтобы всю ее исполнить духовной сладости. Не видите ли, как богатые после обеда приглашают к себе певцов и флейтистов? Они свой дом делают театром, - ты сделай твой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены, или передвинешь основание, но когда призовешь к своей трапезе самого Владыку небеснаго. Бог не презирает такия вечери. Где духовное учение, там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос. Он ищет не золотой крыши, не блестящих колонн, и не красивых мраморов, а красоты души, духовнаго благолепия, трапезы обильной праведностью и имеющей плоды милостыни. Когда Он увидит такую трапезу, тотчас приходит и принимает участие в собрании. Он сам сказал: вы видели Меня алчущим, и напитали (Матф. XXV, 35). Итак, когда услышишь, что внизу громко кричит нищий, и затем дашь просящему что-нибудь из того, что находится на столе, то в лице раба ты пригласил Господа к своей трапезе, всецело исполнил ее благословений, и этим начатком положил весьма важное основание к тому, чтобы твои житницы наполнились множеством благ. Бог же мира и любви, дающий хлеб в пищу и семя сеющему, да возрастит посеянное вами и умножит плоды правды во всех вас, подавая Свою благодать, и да удостоит царствия небеснаго, которое да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, честь, держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(1). Разумеется антиохийский епископ Флавиан.
(2). 'Ek me/sou tou~ qro/nou.
(3). Т.е. других епископов.
(4). kai\ zwh/ вместо обычнаго чтения в древних списках: kai\ o9do\j zwh~j и путь жизни.
(5). 9O a0poste/llwn вместо a0pagge/llwn возвещаяй, как читается обыкновенно в списках.
(6). Слова: au3th h9 sofi/a не читаются в списках и прибавлены Златоустом для ясности.
(7). Здесь в тексте Златоуста по Патрологии Миня заметен пропуск; словами: to\ mh\ mo/non parasxei~n, явно не оканчивается предложение, которое по требованию хода речи и дополнено в русском переводе словами, поставленными в скобках.
(8). toi~j patra~sin h9mw~n с опущением слов: e0n toi~j profh/taij в пророцех.

Комментариев нет:

Отправить комментарий